...

Межотраслевые балансы



Экономика России – это сложный механизм, сформированный из совокупности взаимодействующих между собой элементов в системе единого производственно-территориального комплекса. Одним из таких элементов являются железные дороги, ориентированные на обеспечение экономики страны в перевозках.
Решение вопросов развития и размещения инфраструктуры железнодорожного транспорта не должно быть изолировано от вопросов развития других элементов национальной экономики, прежде всего промышленности и транспортного сектора. С этой целью крайне важно обеспечить качественное долгосрочное планирование финансовых, производственных и социально-экономических параметров как в масштабах страны в целом, так и в отдельных отраслях, и в частности – на железнодорожном транспорте, что особенно важно с учетом той роли, которую он играет в экономических процессах.
Впервые в современной российской практике был создан инструментарий, обладающий рядом уникальных особенностей и позволяющий проводить расчеты по актуальным вопросам развития железнодорожного транспорта, оценивать сценарные варианты изменения объемов перевозок по важнейшей номенклатуре грузов, во всех видах сообщения с учетом межрегиональных и межотраслевых связей в экономике.
Главное преимущество и достоинство межотраслевого подхода к прогнозированию состоит в обеспечении согласованности и сбалансированности макро- и микроэкономических показателей.
Ежегодно выполняемое АО «ИЭРТ» во взаимодействии с ведущими организациями в области социально-экономического прогнозирования: ИНП РАН, СОПС – исследование направлено на получение научно-обоснованного сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом с применением инструментария межотраслевого и межрегионального баланса движения товаров.
Основные направления исследований в рамках темы:
• анализ динамики макроэкономических показателей развития России;
• анализ индикаторов экономического развития Федеральных округов и отдельных регионов России;
• представление показателей работы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» в части грузовых перевозок;
• оценка перспективных тенденций развития экономики;
• обновление базы данных межотраслевого межрегионального модельного комплекса;
• сценарные расчеты на базе обновленной модели;
• прогноз общих объемов выпуска продукции;
• создание и апробирование инструментария прогнозирования потоков экспорта основных грузов по направлениям;
• формирование итогового согласованного прогноза объемов спроса на грузовые перевозки по всем видам сообщения;
• разработка системы непосредственного расчетно-аналитического инструментария в рамках комплекса прогнозирования грузовых потоков на железнодорожном транспорте.

  • Следует отметить, что каждый рубль инвестиционных затрат ОАО «РЖД» в текущих условиях, по расчетам, обеспечивает прямой эффект в размере порядка 1,46 руб. дополнительного объема производства ВВП страны, а интегральный эффект оценивается в 3,77 руб. Для того, чтобы каждый вложенный в железнодорожную инфраструктуру рубль давал максимальную отдачу, необходимо скрупулёзно подходить к обоснованию инвестиций в строительство. Для этого в ОАО «РЖД» было принято решение о проведении исследований в области разработки межотраслевых балансов для прогнозно-аналитических расчетов и принятия стратегических решений по развитию инфраструктуры Компании.