...

Развитие Московского (Центрального) железнодорожного узла

 Маршрутизация линий МЦД

  • В соответствии с Концепцией и с учетом предложений Правительства Москвы и Московской области на перспективу до 2030 года предлагается организация курсирования пассажирских электропоездов по 5 диаметральным маршрутам (МЦД):
    • МЦД-1 Одинцово – Лобня;
    • МЦД-2 Подольск – Нахабино;
    • МЦД-3 Крюково – Раменское;
    • МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная;
    • МЦД-5 Москва-Павелецкая – Домодедово; Москва-Ярославская – Пушкино/Щелково с ответвлением на Фрязино).

Московский (Центральный) железнодорожный узел – крупнейший железнодорожный узел в России и один из крупнейших в мире. Узел представляет собой совокупность радиальных и кольцевых железнодорожных линий, соединительных ветвей, подходов, путепроводных развязок и станций со всем комплексом обустройств в границах Москвы (в новых границах) и прилегающих районах Московской, Владимирской, Тверской, Тульской, Рязанской, Калужской областей (до конечных пунктов следования пригородных поездов с вокзалов Москвы).
Узел обеспечивает широкие транспортно-экономические связи как внутри региона (в границах города Москвы и Московской области), так и между другими регионами страны.
Одним из важнейших проектов, разработанных институтом в последние годы, являются Актуализированная Генеральная схема развития Московского железнодорожного узла (утверждена решением Координационного совета по развитию транспортной системы Москвы и Московской области от 07.07.2015 протокол № 56) и Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в Московском транспортном узле (утверждена распоряжением ОАО «РЖД» №260 от 27.02.2019) (далее – Концепция).
Для улучшения транспортной ситуации в Московском регионе в рамках Концепции предусматривается создание альтернативных транспортных решений. С целью сокращения затрат времени населения на трудовые поездки, увеличения беспересадочных сообщений, повышения комфорта в обслуживании пассажиров, в настоящее время особую значимость имеет воздание диаметральных железнодорожных маршрутов.
Президентом Российской Федерации Путиным В.В. поддержано предложение по организации движения на «Московских центральных диаметрах» (далее – МЦД) как приоритетного проекта в рамках комплексной программы развития железнодорожной инфраструктуры в Московском транспортном узле на период до 2025 года. В 2019 году осуществлен запуск движения по первым двум маршрутам МЦД-1 Одинцово – Лобня и МЦД-2 Подольск – Нахабино.
В рамках разработанной институтом Концепции помимо развития диаметрального движения предусмотрена интенсификация курсирования скорых пригородных поездов типа «Спутник», «Экспресс» и «Аэроэкспресс». Для повышения привлекательности железнодорожного транспорта, с учетом условий обеспечения улучшения комфортности и качества облуживания пассажиров, к 2030 году потребуется увеличить размеры движения пригородных поездов в 2 раза.
С целью улучшения логистики поездопотока в дальнем следовании предполагается специализация железнодорожных направлений под преимущественно грузовое и пассажирское движение. Для обеспечения устойчивых связей Московского региона с другими регионами и объемов перевозок пассажиров в дальнем следовании, потребуется увеличить размеры движения поездов дальнего следования почти в 1,2 раза, а также обеспечить повышение привлекательности железнодорожного транспорта за счет создания новых маршрутов, в том числе с организацией скоростного и высокоскоростного сообщения с регионами.
Освоение перспективных объемов перевозок грузов в соответствии с Концепцией предполагается за счет увеличения контейнеризации и маршрутизации перевозок в адрес станций узла, а также существующих и перспективных ТЛЦ. На перспективу рост объемов перевезенных грузов составит в 1,6 раза.
Реализация мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры, предусмотренных в рамках Концепции, обеспечит:
 освоение перспективных объемов перевозок пассажиров в зонах город – город и город – пригород;
 создание новых маршрутов пассажирского движения, новых транспортных продуктов на ж.-д. транспорте, интеграция с системой городского транспорта;
 обеспечение роста пассажирских перевозок в дальнем следовании и грузовых перевозок;
 обеспечение движения перспективных грузопотоков по наиболее оптимальным маршрутам;
 эффективного функционирования пригородных, дальних пассажирских перевозок и грузовых перевозок в комплексе с развитием других видов транспорта Московского региона;
 наличие от 4 до 6 главных путей на всех радиальных направлениях и рост развернутой длины главных путей;
В настоящее время специалисты института принимают активное участие в проектировании и выполнении новых стратегических разработок и комплексных предложений по дальнейшему развитию Московского (Центрального) железнодорожного узла.