...

История развития отделения взаимодействия транспортных систем «ОВТС»:

   Отечественные инженерные и исследовательские школы всегда были сильны неразрывной связью поколений специалистов и, конечно, своими традициями – по отношению к делу, по отношению к людям. Традиции Отделения взаимодействия транспортных систем АО «ИЭРТ» восходят к отделению Эксплуатации железных дорог ВНИИЖТа, где сектором организации движения поездов руководил профессор Константин Алексеевич Бернгард – крупнейший учёный в области организации вагонопотоков, диспетчерского управления эксплуатационной работой, комплексного развития станций и структуры вагонных парков.
   1988-2001 Лаборатория организации движения поездов ВНИИЖТ:
Сотрудники лаборатории организации движения поездов ВНИИЖТ (1990 год). В первом ряду: Т.И.Кузнецова, Л.А. Воблова, В.И. Некрашевич (заведующий лабораторией), А.Ф. Бородин. Во втором ряду: В.Д. Бархатный, М.Н. Шинкарёв, В.Л. Сальченко, В.Н. Ковалев, С.Н. Митрофанова, М.Ф. Васин.



В 1988 году в отделении Управления перевозочным процессом ВНИИЖТа была воссоздана лаборатория организации движения поездов. Её возглавил Василий Иванович Некрашевич – крупный специалист в области управления поездной работой и эксплуатацией локомотивов, завершавший в тот период работу над докторской диссертацией. Небольшой коллектив, объединивший молодых технологов и математиков и опытных специалистов – производственников и исследователей, сумел не только в короткий срок выйти на лидирующие позиции в своей области, но и удержать их в нелёгкие годы реформ. Широкое признание и внедрение получили программные комплексы расчета оптимальных именных графиков работы локомотивных бригад (АСБРИГ), автоматизированного составления графиков оборота локомотивов (АСГОЛ), нормирования локомотивных парков и контингента локомотивных бригад. В эти же годы была разработана и прошла опытную проверку технология поездной работы направлений, основанная на твердом графике движения грузовых поездов. Немало внимания уделялось и конкретной помощи производству, поиску и отработке новых практических решений в организации поездной работы, в том числе в связи с разделением железнодорожной сети СССР на самостоятельные полигоны железнодорожных администраций государств. В конце 1996 года руководство лабораторией было возложено на кандидата технических наук Андрея Фёдоровича Бородина. В этот период в лаборатории были сосредоточены специалисты и тематика по организации вагонопотоков, организации поездной работы и ее тягового обеспечения. Такая концентрация позволила в достаточно короткий срок реализовать на принципиально новой методической основе автоматизированную систему СЕТЬ-2, которая позволила определять не только экономически выгодные маршруты пропуска вагонопотоков, но и эффективные способы организации поездной работы. Были синхронизированы модели сети дорог и базы данных задач организации вагонопотоков и эксплуатации локомотивов, созданы серьезные теоретические заделы по ряду перспективных проблем организации перевозок. Стало легче выполнять и оперативные поручения МПС. Разработанный в лаборатории комплекс задач «Компьютерный паспорт сортировочной станции» позволил оценивать влияние изменений в техническом развитии и технологии работы станций на допустимые размеры поездопотоков и число назначений формируемых поездов, на простои вагонов и эксплуатационные расходы. Лабораторией был взят курс на усиление инженерно-прикладной стороны деятельности. Сохраняя работы исследовательского и методического характера, коллектив пошел по пути увеличения доли непосредственно внедряемых проектно-технологических и программных разработок в составе научно-технической продукции.

   2001-2003 Отдел организации движения поездов ГУП: «ВНИИАС» МПС России:
В 2001 году лаборатория стала отделом организации движения поездов в составе отделения организации перевозок и транспортного обслуживания ВНИИАС МПС России. Переход в новый институт позволил устранить целый ряд проблем, сдерживавших проведение и внедрение разработок. Удалось организовать такое взаимодействие с подразделениями института и его Барыбинским филиалом, когда уже можно говорить о едином процессе исследования, проектирования и сопровождения систем и технологий. Именно так стали развиваться автоматизированная система управления тяговыми ресурсами (ДИСТПС), автоматизированная система организации вагонопотоков (АСОВ), информационно-управляющие задачи для систем линейного уровня. Например, в развитии автоматизированной системы организации вагонопотоков была определена система управления разработками, которая позволила справиться с разобщенностью разработчиков, приступить к реальному встраиванию плана формирования поездов в работу центров управления перевозками всех уровней. В системе ДИСТПС начата реализация задач регулирования локомотивами и бригадами, теоретический задел по которым оставался невостребованным многие годы. На современном этапе реформирования железнодорожного транспорта возросла роль обоснованных решений по технологии перевозочного процесса (и ее базовому компоненту – системе организации вагонопотоков). Эти решения необходимы, чтобы обеспечить эффективные режимы взаимодействия владельца железнодорожной инфраструктуры общего пользования с владельцами подвижного состава и перевозчиками. Потребовалось усилить влияние технологов – постановщиков задач на темпы и качество проектно-внедренческих работ, обеспечить единство методических и программно-технических решений. В связи с этим в пределах штатной численности института было создано несколько специализированных подразделений, обеспечивающих решение указанных задач и отвечающих за полный цикл работ от теоретической постановки до авторского сопровождения технологий и программных средств на объектах внедрения. Одним из таких подразделений стал Центр организации движения поездов, организованный 18 августа 2003г. на базе одноименного отдела для обеспечения полного цикла работ «теоретические и экспериментальные исследования - проектирование – внедрение - сопровождение».
   2003-2006 Центр организации движения поездов ГУП : «ВНИИАС» МПС России:
Сотрудники Центра организации движения поездов ВНИИАС (2006 год). В первом ряду: О.В. Нестерова, М.А. Агеева, И.Р. Гургенидзе, А.Ф. Бородин (директор Центра), О.А. Шумская, Л.А. Фрольцова. Во втором ряду: А.В. Степанов, М.Г. Лысиков, Л.И. Русакова, И.И. Островская, В.В. Панин, А.В. Кульбицкий.



Основное направление деятельности Центра - создание и внедрение систем автоматизированного проектирования технологии перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и оперативного планирования эксплуатационной работы, рассматриваемых как взаимоувязанные части единой системы поддержки принятия решений.
Основными задачами Центра являлось совершенствование и развитие следующих тематических разделов управления эксплуатационной работой железных дорог:
организация вагонопотоков;
организация и управление поездной работой;
организация и управление местной работой;
управление эксплуатацией локомотивов;
организация работы станций и узлов;
взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта.
Центр вел разработку научно-методической, инструктивной и проектно-технологической документации, технологий и программных средств; проводил работы по их внедрению и сопровождению, обучению персонала заказчиков, а также по продвижению результатов работы Центра на рынке научно-технической продукции.
Основными результатами за три года самостоятельного существования Центра стали новая система автоматизированного расчета сетевого плана формирования поездов, система организации поездной работы направлений с учетом рациональных весовых норм и организации движения по твердым ниткам графика, АРМ специалиста по маршрутизации перевозок грузов, типовые технологические процессы сортировочных, участковых и пограничных станций; единые технологические процессы работы железнодорожных путей ОАО «Северсталь» и ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» и станций примыкания.

   2007-2015 Отделение эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем ОАО «НИИАС» (Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте):
Этап работы отделения в составе ОАО «НИИАС» характеризуется созданием ряда крупных технологических и программных решений, внедренных в практику работы железных дорог. В их числе:
Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО «РЖД» (2007 г.);
Инструкции по оперативному планированию поездной и грузовой работы железных дорог и по определению станционных и межпоездных интервалов;
Схема размещения и Программа развития сортировочных станций ОО «РЖД»;
Комплексная программа и Интегрированная технология управления движением грузовых поездов по расписанию;
Автоматизированная система прогноза ресурсов сети (АС ПРОГРЕСС).
С декабря 2012 года руководителем отделения является кандидат технических наук Панин Виталий Владимирович.

  • С 2016 г. – Отделение эксплуатации железных дорог и взаимодействия транспортных систем АО «ИЭРТ» (Акционерное общество «Институт экономики и развития транспорта»).
    В настоящее время коллектив отделения ведет научно-техническую деятельность в составе АО «ИЭРТ». Объединение потенциалов отделений института позволяет в комплексе разрабатывать проблемы использования и развития инфраструктуры и перевозочных ресурсов железных дорог; расширить линейку продукции института за счет новых технологий и автоматизированных систем; предлагать новые решения для ОАО «РЖД» и пользователей его услуг. Сотрудников отделения можно встретить не только на многих железных дорогах страны, но и на подъездных путях крупных промышленных предприятий, и в офисах компаний – операторов подвижного состава. Отделение представляет собой не только высококвалифицированный, но и молодой коллектив. Сплав энергии молодых специалистов и опыта ветеранов отделения - залог успешного решения непростых задач, которые ставит перед коллективом жизнь.