...

Генеральная схема развития ж.д. транспорта до 2020г.



В решении проблем эффективного функционирования отечественной экономики важная роль принадлежит железнодорожному транспорту, который является кровеносной системой народного хозяйства.
Потребность в оперативном и полном учете изменений, происходящих в экономике страны, своевременном реагировании на вызовы мирового производственного рынка объясняет необходимость ежегодной актуализации генеральной схемы развития железнодорожного транспорта.
Отечественная экономическая наука дала в руки проектировщиков исключительный инструмент, позволяющий определять необходимые пропорции в развитии производства и потребления. С начала 30-х годов прошлого века, задолго до вручения василию леонтьеву нобелевской премии в области экономики за “изобретение” материальных балансов в СССР, этот метод широко использовался. известный американский экономист д.к. Гэлбрейт отмечал этот факт как безусловное преимущество отечественной экономической практики. позднее к материальным добавились межотраслевые и межрегиональные балансы.
Сценарии развития железнодорожного транспорта определены в утвержденном правительством прогнозе социально-экономического развития страны до 2030 года. Основные же направления развития железнодорожной отрасли прописаны в актуализируемой в настоящее время транспортной стратегии россии на период до 2030 года.

Емкость железных дорог и управление вагонными парками



Сегодня важным показателем для компаний – операторов подвижного состава стала доходность на вагоно-сутки рабочего парка. Отражает ли она экономику перевозочного процесса и эффективность транспортного обслуживания? На мой взгляд, это такой же фрагментарный показатель, как коэффициент порожнего пробега или средний вес поезда. Управлять вагонными парками исходя из доходной ставки на вагоно-сутки, не учитывая затрат, связанных с развитием и содержанием инфраструктуры, можно или в краткосрочном периоде (при сменно- суточном планировании), или в отношении мелкого (локального) оператора, обслуживающего фиксированную грузовую базу.
В остальных случаях будет иметь место системная ошибка, которая через некоторое время приведет либо к потере потенциальной (а то и существующей) грузовой базы, либо к неоправданным и неокупаемым инвестициям в путевое развитие станций и перерабатывающие мощности.
Подобным недостатком страдала, например, теория расчета плана формирования грузовых поездов, которая в первые десятилетия своего использования не учитывала ни перерабатывающей способности и путевого развития станций, ни сроков доставки грузов.
Инфраструктура не может зарабатывать свою составляющую железнодорожного тарифа без вагона, и в силу того она обязана трудиться над его эффективным использованием. Я здесь не открываю америк – мне удалось познакомиться с работой европейских инфраструктурных железнодорожных компаний, применяющих рычаги воздействия на перевозчиков для снижения простоев вагонов.

Новое слово в организации вагонопотоков



В июле 2007 года вышли в свет Инструктивные указания по организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО «РЖД», утвержденные 16 октября 2006-го. Какое значение внутренний технический документ компании имеет для ее партнеров по транспортному бизнесу – грузовладельцев, структур промышленного железнодорожного транспорта, операторов подвижного состава? Об этом рассказывает доктор технических наук, профессор АНДРЕЙ БОРОДИН, руководивший разработкой инструкции.
Круг вопросов, регламентируемых Инструктивными указаниями и представленных на схеме, весьма обширен. Правильная организация вагонопотоков – это установление наиболее рациональной системы формирования поездов и порядка их следования по железнодорожным направлениям и внутриузловым ходам.
На отечественных железных дорогах организация вагонопотоков в поезда производится по плану формирования, который устанавливает род и назначение (то есть станции расформирования, выгрузки или погрузки) поездов и групп вагонов, формируемых железнодорожными станциями. План формирования поездов включает в себя: • план организации (формирования) отправительских и ступенчатых маршрутов; • план формирования поездов на технических и грузовых (без участия грузоотправителя) станциях.

С учетом прогнозов социально-экономического развития страны



Несмотря на замедление темпов экономического роста в стране, прогнозы долгосрочного социально-экономического развития России предполагают достаточно устойчивый рост, что неизбежно приведет к увеличению грузооборота железнодорожного транспорта. В зависимости от сценария перспективного экономического развития страны объемы перевозок грузов железнодорожным транспортом по сети ОАО «РЖД» прогнозируются в размерах от 1,5 млрд. т до 1,6 млрд. т на 2020 г. и от 1,6 млрд. т до почти 1,8 млрд. т на 2025 г.
Исходя из принятых в разработанных вариантах прогноза и социально-экономических условий определен базовый вариант. На его основе в Генеральной схеме сформированы мероприятия по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, направленные на ликвидацию узких мест, увеличение пропускной способности железнодорожной сети, а также повышение качественных показателей перевозочного процесса.
Согласно базовому варианту прогноза рост объемов перевозок грузов по сравнению 2015 г. оценивается в 17% к 2020 г. и в 28% – к 2025 г. Среднегодовые темпы прироста показателя на всем горизонте прогноза составят, таким образом, 2,5%. Прирост объемов грузооборота на 2020 г. прогнозируется в размере 13%, на 2025 г. – 26%....