...

О перспективах развития железнодорожного пассажирского сообщения в Санкт-Петербургской агломерации

В настоящее время в условиях усиления процесса урбанизации и слияния городских пространств с крупными пригородными селитебными зонами наиболее остро возникает проблема доставки пассажиров непосредственно от места проживания до мест приложения труда. Как правило, возможности улично-дорожной сети осваивать возрастающий пассажиропоток иссякают, в связи с чем появляется необходимость развития альтернативных видов транспорта.
Таким образом для жителей агломерации остро стоит проблема транспортной доступности с учетом неравномерности расселения за счет роста жилищного строительства в преимущественно отдаленных от центра города районах.
Согласно Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга, на период до 2030 года, предполагается три сценария развития города: консервативный, умеренно-оптимистический и инновационный, при этом последний в рамках Стратегии признан основным.
В настоящее время в связи с активным социально-экономическим развитием региона, существенной загрузкой имеющейся железнодорожной инфраструктуры, ухудшением экологической обстановки города возникает необходимость реорганизации грузового и пассажирского (в частности, пригородного) движения в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. Основной целью данных преобразований является повышение уровня мобильности населения и обеспечение транспортной доступности различных районов города, а также создание условий для полноценного функционирования грузового комплекса.
С учетом обозначенных предпосылок, перспективных районов образования пассажиропотоков, а также на основе данных социологического опроса, направленного на выявление предпочтений граждан относительно видов пригородно-городского транспорта, было предложено поэтапное развитие пригородных перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле. На первом этапе, к 2024 г., предлагается увеличение размеров движения и организация тактового движения до ст. Павловск, Колпино, Гатчина-Варшавская, Белоостров и Ораниенбаум (являются пассажирскими станциями в наиболее крупных населенных пунктах; в их связи с головными вокзалами города в отчетном периоде наблюдается максимальный пассажиропоток); организация интермодального тактового пассажирского движения по маршруту Санкт-Петербург-Балтийский – Шоссейная – Аэропорт Пулково (позволит обеспечить железнодорожное транспортное сообщение с одним из пассажиронапряженных аэропортов: международный Пулково является одним из наиболее загруженных аэропортов России за исключением Московского авиационного узла); запуск движения в сообщении Санкт-Петербург-Финляндский – Сертолово – Левашово (обеспечение транспортной доступности жителей крупной селитебной зоны с активным жилищным строительством).
Далее, к 2027 г. планируется запуск двух пригородно-городских маршрутов (Ораниенбаум – Белоостров и Гатчина-Варшавская – Токсово), которые позволяю связать центр города с радиальными направлениями, создав многочисленные новые корреспонденции.
На третьем этапе, к концу 2030 г., при условии завершения работ по строительству двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Аэропорт Пулково – Лигово, являющейся продолжением проектируемой к 2024 г. линии Шоссейная – Аэропорт Пулково, будет возможно транзитное движение через аэропорт в составе маршрута Д-1.
Таким образом, данный подход за счет организации новых маршрутов, создания дополнительных корреспонденций, сокращения времени в пути, отсутствия необходимости совершать дополнительные пересадки позволит удовлетворить возрастающий спрос среди населения на перевозки. Более того, будут созданы условия для улучшения транспортного обслуживания периферийных районов массовой жилой застройки и разгрузки центральных районов города от транзитных транспортных и пассажирских потоков.