...

История АО «ИЭРТ»

История института берет свое начало в марте 1940 года с образования Проектного бюро технико-экономических изысканий железнодорожного транспорта (Транстэипроект). Уже в довоенные годы его специалисты наряду с разработкой экономических условий проектов занимались решением проблем, возникающих в ходе строительства и реконструкции объектов железнодорожного транспорта. Перед ними стояли следующие задачи:
- развитие дорожной сети,
- увеличение пропускной способности железных дорог,
- строительство Байкало-Амурской магистрали и вторых путей на важнейших направлениях,
- унификация длины приемоотправочных путей,
- размещение и развитие заводской ремонтной базы с расчетом структуры и численности парка подвижного состава.
1941-1945 гг. Специалисты Проектного бюро активно участвуют в проектном сопровождении огромного объёма военно-восстановительных работ, когда было разрушено 65 тыс. км железнодорожных путей, 4 тыс. станций, тысячи инженерных сооружений и другие важнейшие объекты. Даже в тяжёлые военные годы было построено 8,5 тыс. км. новых железнодорожных линий, а восстановление велось с учётом возможности освоения перспективных объёмов перевозок и последующей модернизации инфраструктуры.
Многие изыскатели-проектировщики проявляли героизм при непосредственном обеспечении воинских перевозок и были отмечены правительственными наградами.
1945-1954 гг. Потребовалось решить немало организационных и кадровых вопросов, практически заново сформировать дееспособный коллектив проектировщиков-изыскателей, с тем чтобы выполнить первостепенную народнохозяйственную задачу – в кратчайшие сроки не только восстановить железнодорожный транспорт, но и обеспечить его дальнейшую модернизацию и развитие.
Именно поэтому 14 декабря 1945 г. НКПС издал приказ, в соответствии с которым на базе Проектного бюро ТЭИ была организована Всесоюзная специализированная проектная контора по технико-экономическим изысканиям на железнодорожном транспорте – Транстэипроект с отделами экономики и развития сети. За два послевоенных года, кроме текущих и оперативных работ по восстановлению, были выполнены такие важнейшие проекты, как «Генеральная схема железнодорожного строительства в 1946‑1960 гг.» и «Развитие сети железных дорог Союза ССР на генеральную перспективу».
1954-1970 гг. В августе 1954 г. на основе Транстэипроекта создаётся Государственный институт технико-экономических изысканий и проектирования на железнодорожном транспорте (Гипротранстэи МПС), который решением Госстроя СССР был отнесён к числу головных в этой области. Образование Гипротранстэи совпало с периодом коренной технической реконструкции железных дорог на базе широкого внедрения электрической и тепловозной тяги. Ведущие специалисты института выступили активными сторонниками электрификации.
Одна из крупнейших работ института того времени – «Генеральная схема электрификации железных дорог», в которой с помощью специально созданных методик и разработанных нормативов устанавливалась очередность перевода линий на электрическую тягу. В соответствии с этой схемой к началу 80-х годов было электрифицировано 40 тыс. км важнейших железнодорожных направлений сети.
1970-1990 гг. Начиная с 70-х годов в тематике института стали преобладать комплексные сетевые работы. Они выполнялись в содружестве с широким кругом академических, научно-исследовательских и проектных организаций самых различных отраслей. Большинство основополагающих директивных и концептуальных документов по развитию железнодорожного транспорта страны и международных транспортных связей выпущено с участием специалистов Гипротранстэи.
Главной фундаментальной работой института, которая проводилась, начиная с конца 40-х годов, была «Генеральная схема развития и размещения железнодорожного транспорта» Её материалы становились основой планирования развития и реформирования железнодорожного транспорта, внедрения прогрессивной техники и современной технологии.
1990-2003 гг. Начавшаяся в стране в конце 80-х годов экономическая реформа выдвинула новые задачи. Для их решения надо было переориентировать деятельность коллектива Гипротранстэи, поставить во главу угла насущные проблемы снижения текущих и капитальных затрат, повышение доходности отрасли.
Рыночные условия хозяйствования 1990-х потребовали принципиально иных подходов к экономической работе, необходимо было переключить внимание с вопросов перспективного развития на экономику текущего дня, искать наиболее эффективные направления деятельности. В этот период были выполнены ТЭО повышения скоростей пассажирских поездов на направлениях Москва – Санкт-Петербург, Москва – Красное и Москва – Воронеж – Ростов – Минеральные Воды.
В 90-е годы институт принимает активное участие в подготовке стратегических документов по реформированию и модернизации отрасли.
2003-2010 гг. С октября 2003 года Гипротранстэи получил статус филиала ОАО «РЖД». При активном участии института холдинг реализовал несколько значимых инвестиционных проектов. В рамках совместной работы Гипротранстэи занимался усилением провозных и пропускных способностей направлений к портам Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов, Приморского края и Дальнего Востока, а также к Мурманскому порту. Специалисты института участвовали в организации трассы коридора Север – Юг, прорабатывали вопросы по созданию Транскорейской магистрали и многое другое.
Начиная с 2007 года институт активно занимается проблемой продления широкой колеи 1520 мм вглубь Европы с размещением там крупных логистических центров. В частности, рассматривается крупный проект строительства такой дороги до Вены.
В 2011 году Гипротранстэи, филиал ОАО «РЖД», получил статус отрытого акционерного общества и новое название «Институт экономики и развития транспорта».
Для повышения качества и аргументированности прогноза перспективных потребностей национальной экономики в железнодорожных перевозках грузов, для обоснования долгосрочных перспектив и разработки сценарного прогноза объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом, в АО «ИЭРТ» совместно с ИНП РАН впервые разработан и внедрен программно-методический комплекс сценарного моделирования на основе применения межотраслевых межрегиональных балансов.
В июне 2014 года распоряжением № 1032р Правительство Российской Федерации утвердило Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, разработанную при непосредственном участии института.
В 2015 году ОАО «ИЭРТ» преобразован в акционерное общество Институт экономики и развития транспорта (АО «ИЭРТ»).
Продолжаются работы по актуализации Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД».
Протоколом заседания НТС ОАО «РЖД» от 17 марта 2016 года №2 основные параметры Генеральной схемы до 2020 и 2025 гг. были одобрены, а на заседании Правления ОАО «РЖД» (протокол от 08.07.2016 №23) утверждены.
Приняты важные решения - руководствоваться основными положениями Генеральной схемы при разработке и корректировке долгосрочных программ развития и формировании инвестиционных программ на соответствующие периоды.

 Разработка материалов

  • В стенах института ведется поиск уникальных решений для перехода от идеи к практической реализации проекта формирования широтного геоэкономического пояса сотрудничества от Атлантики до Тихого океана – Транс-Евразийского пояса RAZVITIE. Реализация идеи связана с долгосрочными вложениями во всестороннее инфраструктурное развитие, предполагающее формирование в Сибири и на Дальнем Востоке крупных научно-производственных кластеров, которые станут основой нового техно-промышленного и социокультурного уклада Евразийского континента.

  • Институт участвует в реализации проектов строительства сети скоростных и высокоскоростных пассажирских линий на территории РФ. Часть из них будет направлена на транспортное обеспечение чемпионата мира по футболу 2018 года.

  • Разработка материалов ОАО «ИЭРТ» обеспечивает защиту принятых в Компании решений, отстаивание интересов Компании в целом на уровне государственных органов исполнительной власти, и способствует привлечению требуемого объема государственной поддержки в реализацию проектов развития железнодорожной инфраструктуры, в рамках развития железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна и Восточного полигона сети ОАО «РЖД».